ДЬЯВОЛ (от. греч." клеветник") — в
христианстве — главный антагонист
Бога, воплощение абсолютного зла, которое тем не менее должно быть одолено в решающем эсхатологическом сражении
Добра и Зла (см. также
Эсхатология). Д. — предводитель всех
бесов, властелин
ада, в котором мучаются души грешников. Д. искушает людей, как искушал в пустыне
Иисуса Христа. В сущности, Д. в христианском сознании сливается с
сатаной (
см.); его греческое именование появилось как перевод древнееврейского
сатан в книге Иова (см.
Ийов) — "спорщик", "оппонент", "противник", "обвинитель"; сам же образ вобрал в себя многие черты
сатана как воплощения зла в иудейской традиции, однако столь же многими чертами от него и отличается — прежде всего, в вопросе о данной Д. свободе воли. См. подробнее:
Сатан,
Сатана.
САТАНА (от иврит. "препятствующий", "противоречащий", "обвинитель в суде", "клеветник") — в
христианстве главный антагонист
Бога и главный враг человечества, совращающий его с пути истинного, источник мирового зла, царь
ада и повелитель
бесов. Выступает также под именованиями "диавол", или "дьявол" и под именем Денницы, или Люцифера.
БЕС (рус. аналог греч. "демон") — в мифологии и ранних религиозных миропредставлениях — существо, которое у Гомера, Гесиода и др. означает нечто среднее между богами и людьми. У Платона Б. нередко именовались также и души умерших добрых людей. По древним верованиям, Б. часто делались гениями-покровителями, которые оказывали влияние на личное благополучие того или иного человека. Сократ часто говорил о своем "демоне"-Б.
В греческом переводе Библии (см. Септуагинта) слово "демон" употребляется для воспроизведения еврейских слов элоѓим — "боги" (Пс 94:3) — в значении "языческие боги"; шедим (букв. "косматые") — "бесы" (Втор 32:17); йашуд — "чума", "зараза" (Пс 90:6 — "Б. полуденный", букв. "зараза, опустошающая в полдень") и др. У Иосифа Флавия оно всегда употребляется применительно к злым духам: Б.-демоны, по его определению, суть души нечестивых людей ("Иудейская война").
В Новом Завете термин "Б." употребляется несколько раз в смысле языческих богов или идолов вообще (Деян 17:18; 1 Кор 10:20), но обычно обозначает злых духов, или диаволов, которые, хотя веруют и трепещут (Иак 2:19), признают Иисуса Христа Сыном Божьим (Матф 8:29), но суть слуги Вельзевула, князя бесовского (Матф 12:24), или сатаны. См. Дьявол.
ДЕМОНЫ (древнегреч. "дух", "божество") — 1. В мифологическом сознании — "души" предметов, непознаваемые силы, которые могут быть добрыми или злыми, присутствующие в каждом явлении или вещи, духи огня и воды, камней и деревьев, включая представление о Вселенной как о пространстве, заполненном подобными Д. (Фалес). Позже — существа, занимающие промежуточное положение между богами и людьми (Веды, Авеста, Ксенократ); потом — "даймонион", внутренний голос, совесть как неизменный спутник каждого человека (Сократ).
2. В религиозном сознании, особенно в христианской мистике — существа, противоположные ангелам, по происхождению часто сами бывшие ангелы или языческие боги, обычно злые и равнодушные к человеку, хотя иногда и способные творить добро или подчиняться воле мага. Эволюция "демонологии" и развитие каббалистики привели к разработке схем иерархии и специализации Д. (Люцифер и Веельзевул, бесы и бесенята, инкубы, суккубы); византийские богословы подразделяли Д. на следующие 4 категории: а) богоподобные (например, сатана); б) человекоподобные (например, леший); в) звероподобные; г) растениеподобные.